
Наши статьи
Инструкция о порядке проведения текущих и генеральных уборок в операционном блоке

Настоящая инструкция разработана доктором медицинских наук, профессором кафедры эпидемиологии медикопрофилактического факультета послевузовского профессионального образования ММА им. И.М. Сеченова, главным эпидемиологом В.Г. Акимкиным и врачом-эпидемиологом Главного военного клинического госпиталя им. Н.Н. Бурденко А.В. Дмитриевым на основе требований действующих нормативных документов. Инструкция утверждена начальником ГВКГ им. Бурденко В.М. Клюжевым 03.11.03 и приводится в качестве примера
-
Текущая уборка помещений операционного блока проводится не менее двух раз в день младшим медицинским персоналом под контролем операционной сестры:
а) перед началом работы;
б) после окончания каждой операции (помещения операционной) или в конце рабочего дня (в т. ч. других помещений операционного блока).
-
Для обеззараживания поверхностей помещения, медицинских приборов, аппаратов и оборудования следует использовать зарегистрированные Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России дезинфицирующие средства в концентрациях и времени экспозиции, необходимых для уничтожения возбудителей вирусных инфекций, в т. ч. гепатитов А, В, С и ВИЧ- инфекции.
-
Генеральная уборка помещений стерильной зоны и зоны строгого режима операционного блока (операционной и предоперационной) проводится не реже одного раза в семь дней. В других функциональных помещениях операционного блока (зоны ограниченного режима) - один раз в месяц. Генеральная уборка проводится операционной сестрой с привлечением младшего медицинского персонала.
- комплект уборочного инвентаря;
- емкости для растворов моющих и дезинфицирующих средств;
- стерильную ветошь;
- специальный комплект рабочей одежды и обуви: два чистых халата, медицинскую шапочку (косынку), две пары резиновых перчаток, тапочки (или другую обувь).
- Технология проведения генеральной уборки:
- надеть чистый халат, шапочку (косынку), резиновые перчатки, тапочки;
- помещение максимально освободить от мебели или отодвинуть ее к центру помещения для обеспечения свободного доступа к обрабатываемым поверхностям и объектам;
- окна мыть теплой водой с добавлением 1 ст. ложки нашатырного спирта на 1 л воды или разрешенного специального моющего средства для окон;
- потолки и стены операционного блока обработать методом протирания ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором;
- пространство за отопительными батареями и внутри них обрабатывать последовательно двумя ершами, смоченными дезинфицирующим раствором;
- влажной ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, протереть тумбочки, столы и другую мебель, а также оборудование кабинетов, перевязочных;
- включить бактерицидные лампы на 60 мин;
- после 60-минутной экспозиции надеть другой чистый халат, вторую пару резиновых перчаток и смыть дезинфицирующий раствор стерильной ветошью, смоченной водопроводной водой;
- уборку завершить обеззараживанием пола дезинфицирующим раствором с добавлением моющих средств (экспозиция 60 мин) с последующим мытьем чистой водой и повторным ультрафиолетовым облучением в течение 60 мин.
-
Весь уборочный инвентарь обеззаразить в дезинфицирующем растворе в течение 1 ч, затем промыть и просушить.
-
Промаркированный уборочный инвентарь для генеральной и текущей уборок каждого функционального помещения применять строго по назначению и хранить раздельно в установленных местах (шкафах).
-
По окончании генеральной уборки операционная сестра делает отметку о ее проведении в графике (журнале) проведения генеральных уборок
Текущая уборка помещений операционного блока включает: протирание дезинфицирующим раствором с добавлением 0,5% моющих средств стен на высоту 1,5 м, поверхностей оборудования и пола (экспозиция 30-60 мин), затем смывание чистой водой; ультрафиолетовое облучение воздуха и поверхностей в течение 60 мин.
Для проведения генеральных уборок каждого функционального помещения необходимо иметь: