08 ноября
СанПиН. Требования к процедурному кабинету
Материал основан на СП 2.1.3678-20, СанПиН 2.1.3686-21, СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21, статье эпидемиолога Дубель Е.В. «Требования к санэпидрежиму процедурного кабинета»
08 ноября
СанПиН. Требования к процедурному кабинету
Требования к помещению:
Процедурная не должна быть проходной.
Минимальная площадь процедурного кабинета зависит от его назначения.
Площади указаны в Приложении 1 СП 2.1.3678-20.
Площадь кабинета может быть уменьшена в пределах 15% (СП 2.1.3678-20 п.4.2.3).
Покрытия пола, стен, потолков, мебели должны быть из материала, который устойчив к уборке моющими и дезсредствами. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке. (СП 2.1.3678-20 п.2.7, 4.3.3).
Обязательны умывальники с подводкой горячей и холодной воды.
Умывальники должны быть с установкой смесителей с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом, иными моющими средствами и растворами антисептиков (СП 2.1.3678-20 п.4.4.5, 4.4.6).
Должно быть 2 раковины со смесителями. Одна для обработки рук, другая- для медизделий. Допустимо устанавливать двугнездовые мойки.
Промаркируйте раковины, чтобы персонал использовал их строго по назначению.
Для проведения бронхоскопии, эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта и нижних отделов пищеварительного тракта выделяются отдельные процедурные. При процедурной для исследования нижних отделов пищеварительного тракта должен быть туалет. (СП 2.1.3678-20 п.4.17.1).
Вентиляция и обеззараживание воздуха
Кабинет должен иметь приточно-вытяжную вентиляцию с механическим с механическим и (или) естественным побуждением. Воздух подается в верхнюю зону (СП 2.1.3678-20 п.4.5.3, 4.5.9).
Воздух помещений медицинских организаций должен соответствовать предельному значению содержания общего количества микроорганизмов в 1 м3. В воздухе не должно быть золотистого стафилококка. (СП 2.1.3678-20 п.4.5.5., 4.5.6.; Приложение 3).
Воздух следует обеззараживать с помощью разрешенных для этой цели оборудования и (или) химических средств. (СанПиН 3.3686-21 п.3574).
Рекомендуем в процедурных включать закрытые облучатели на весь рабочий день.
Освещение:
Кабинет должен иметь естественное освещение.
Показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения должны соответствовать гигиеническим нормативам (СП 2.1.3678-20 п.4.6.1; СанПин 1.2.3685-21 Таблица 5.25 п.39; 49, 50, 51).
Уборка:
Текущая уборка – 2 раза в день с применением моющих и дезинфицирующих средств по режимам, эффективным для профилактики вирусных инфекций (СанПиН 3.3686-21 п.3564). Контактные поверхности обрабатывать после каждого пациента.
Генеральная уборка – не реже одного раза в 7 дней дезинфицирующими средствами по режимам, обеспечивающим гибель бактерий, вирусов и грибов, с последующим обеззараживанием воздуха. (СанПиН 3.3686-21 п.3561, 3563).
Обращение с медотходами:
Согласно СанПиН 2.1.3684-21.
Одноразовые медизделия – отходы класса Б.
Если в клинике применяют химический метод обеззараживания отходов класса Б - дезинфекция в процедурном кабинете.
Если в клинике есть участок для аппаратного обеззараживания или возможность передавать отходы на централизованную обработку за пределы медорганизации – необходимо герметизировать и маркировать заполненные одноразовые пакеты и контейнеры с необеззараженными отходами. К местам временного хранения доставлять с использованием средств малой механизации (СанПиН 2.1.3684-21 п.176-181)
Иные обязательные требования:
Смена спецодежды - 2 раза в неделю и по мере загрязнения. При проведении инвазивных манипуляций используют перчатки и медицинские маски (СанПиН 3.3686-21 п.3467, 3466).
Не допускается проведение прививок в процедурных кабинетах, за исключением фельдшерско-акушерских пунктов (СанПиН 3.3686-21 п.4213).
Обязательные обследования:
На наличие HBsAg в сыворотке (плазме) крови - при приеме на работу и далее 1 раз в год, дополнительно - по показаниям (СанПиН 3.3686-21 Приложение 16).
На наличие ANTI-HCV в сыворотке (плазме) крови - при приеме на работу и далее 1 раз в год, дополнительно - по показаниям (СанПиН 3.3686-21 Приложение 17).
Предлагаем Чек-лист санэпидконтроля в процедурном кабинете.
Разработан эпидемиологом Дубель Е.В. совместно с <актион> Медицина
Успехов и здоровья.
Чек-лист
Больше по теме
СанПиН. Требования к фельдшерско-акушерским пунктам
Материал основан на СП 2.1.3678-20, СанПиН 3.3686-21, приказа № 543н Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. (редакция от 21.02.2020).