Новости

11 ноября

СанПиН. Требования к фельдшерско-акушерским пунктам

Материал основан на СП 2.1.3678-20, СанПиН 3.3686-21, приказа № 543н Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. (редакция от 21.02.2020).

Новости

11 ноября

СанПиН. Требования к фельдшерско-акушерским пунктам

Фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).

Организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах. (Приказ №543н Приложение 15 п.2).

Основные задачи ФАПа указаны в приказе №543н Приложение 15 п.7

Рекомендуемые штатные нормативы - приказ 543н Приложение 16

Требования к помещению:

В структуре ФАП рекомендованы следующие помещения (Приказ №543н Приложение 15 п.8):

  • процедурная;

  • комната фельдшера и акушерки;

  • комната экстренного приема родов;

  • комната временного пребывания пациентов;

  • санузел для персонала;

  • санузел для пациентов;

  • санитарная комната.

Минимальный набор и площади помещений ФАП – СП 2.1.3678-20 Приложение 2.

Для ФАП, обслуживающих население, проживающее на удаленных территориях, должны быть помещения для временного пребывания пациентов до госпитализации (СП 2.1.3678-20 п.4.27.2).

Покрытия пола и стен не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть из материала, который устойчив к уборке моющими и дезсредствами. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке. (СП 2.1.3678-20 п.2.7, 4.3.3).

В основных помещениях следует регулярно в плановом порядке проводить текущий ремонт. Устранение возникших дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и иное) должно проводиться незамедлительно (СанПиН 3.3686-21 п.4041).

Обязательны умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями, во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, процедурных, вспомогательных помещениях (СП 2.1.3678-20 п.4.4.5).

Допускается оборудование мини-прачечной. Мини-прачечная должна иметь не менее двух помещений: для сбора, временного хранения и стрики белья; второе для сушки, глажения и временного хранения чистого белья (СанПиН 3.3686-21 п.4047).

Для удаления сточных вод должна оборудоваться система канализации или выгребной септик с последующим вывозом на сооружения очистки сточных вод (СП 2.1.3678-20 п.4.27.3).

При невозможности оборудования водопровода в ФАП используется бутилированная вода.

Вентиляция и обеззараживание воздуха

Здания фельдшерских акушерских пунктов оборудуются естественной вентиляцией (СП 2.1.3678-20 п.4.27.4).

Воздух помещений следует обеззараживать с помощью разрешенных для этой цели оборудования и (или) химических средств (СанПиН 3.3686-21 п.3574).

Освещение:

Показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения должны соответствовать гигиеническим нормативам (СП 2.1.3678-20 п.4.6.1; СанПин 1.2.3685-21).

Помещения с постоянным пребыванием пациентов и работников должны иметь естественное освещение (СП 2.1.3678-20 п.4.6.1).

Обработка инструментов:

Мед.изделия многократного применения, которые в процессе эксплуатации могут вызвать повреждение кожи, слизистой оболочки, соприкасаться с раневой поверхностью, контактировать с кровью или инъекционными препаратами, подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. Допускается проведение стерилизации на местах (СанПиН 3.3686-21 п.4045).

Обеспечение и оснащение:

Стандарт оснащения ФАП – Приложение 14 приказ №543н.

Медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками или косынками, масками, сменной обувью (тапочками) в количестве, обеспечивающем смену одежды не менее 2 раз в неделю.

Хранение – в индивидуальных шкафчиках. Раздельное хранение личной и рабочей одежды, обуви и головных уборов (СанПиН 3.3686-21 п.4053).

Обязательно наличие комплекта санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения (СанПиН 3.3686-21 п.4054).

Обязательно обеспечение средствами индивидуальной защиты (перчатки, маски и иные).

Все манипуляции, связанные с контактом с кровью и другими биологическими жидкостями, проводить в перчатках (СанПиН 3.3686-21 п.4056).

В доступных для персонала местах размещаются инструкции, включающие последовательность действий по диагностике угрожающих жизни состояний и (или) заболеваний и оказанию медицинской помощи при них с применением укладок, содержащих необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения, запасы которых пополняются по мере необходимости (Приказ №543н Приложение 15 п.9).

Рекомендуется обеспечивать ФАП транспортными средствами, в том числе специальными.

Рекомендуемый расчет - 1 транспортное средство на 1300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше.

Количество транспортных средств может быть скорректировано на участках с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста, либо расположенных на значительном удалении от мед. организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий) (Приложение 15 п.10 Приказ №543н).

Уборка:

Текущая: 2 раза в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств (СанПиН 3.3686-21 п.4035).

Генеральная уборка с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников проводят по графику не реже 1 раза в месяц. В помещениях с асептическим режимом – 1 раз в неделю (СанПиН. 3.3686-21 п.4038; 4039).

Мытье оконных стекол должно проводиться по мере необходимости, но не реже 2 раз в год (СанПиН 3.3686-21 п.4036).

Уборочный инвентарь маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.

Хранить в отдельном помещении или шкафу вне мед.кабинетов. (СП 2.1.3678-20 п.2.11; СанПиН 3.3686-21 п.4037).

Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря. Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфицирующими средствами (СП 2.1.3678-20 п.2.11).

Отходы:

Сбор, временное хранение и удаление отходов различных классов опасности осуществляют в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.

Урны для сбора мусора у входа в здание, в местах отдыха и на территории очищают от мусора ежедневно и содержат в чистоте.

Контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов устанавливают на площадке с твердым покрытием, закрывают крышками, регулярно очищают, моют и дезинфицируют после каждого опорожнения (СанПиН 3.3686-21 п.4049-4050).

Успехов и здоровья.


СанПиН. Требования к процедурному кабинету

СанПиН. Требования к процедурному кабинету

Материал основан на СП 2.1.3678-20, СанПиН 2.1.3686-21, СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21, статье эпидемиолога Дубель Е.В. «Требования к санэпидрежиму процедурного кабинета»

Вернуться